Сообщение:#378
Связной (С) » Чт 27 июл, 2006 04:10 »
Бесплатные входящие звонки. Эпизод 4: Традиционная связь – нетрадиционные счета
Аттракцион щедрости завершен, но далеко не все граждане знают о цене свалившегося на них счастья. Как и ожидалось, по прошествии июля, сотовые операторы ввели дополнительную оплату исходящих звонков. Выяснилось при этом, что публике недостаточно известны конкретные последствия отмены платы за входящие для фиксированных абонентов, многие из которых полагают, что для них дело ограничится полутора рублями за звонок на сотовый. А вот какова настоящая картина в целом
Прежде всего, о завершающем – на данный момент – штрихе к той самой картине: об изменениях тарифов на сотовую связь.
Как и следовало ожидать, сотовые операторы не стали долго терпеть отлучения с 1 июля от платы за входящие, что, по их оценкам, лишало их около 10 проц выручки. А это немалые деньги: в целом по всем российским сотовым операторам за 2005 г доходы составили более 10 млрд долл.
И сотовые операторы, завершив июльский аттракцион неслыханной щедрости, приняли меры, о которых теперь уже известно.
Нужно отдать им должное: болезненный вопрос повышения цен на исходящие звонки сотовые операторы решили достаточно корректно и не без изящества.
Во–первых, они не стали сильно жадничать. Все операторы "большой тройки" – "Мобильные ТелеСистемы" /МТС/, "ВымпелКом" /"Билайн"/ и "МегаФон" – и некоторые региональные компании выполнили одинаковый маневр. Они ввели с начала августа – или объявили о намерении ввести - плату за соединение при исходящих звонках в размере от 0,35 руб /0,013 долл/. При этом Билайн" и МТС обозначили верхний предел платы – в зависимости от тарифного плана и региона, равный 0,50 руб /0,019 долл/. А "МегаФон" пока затруднился это сделать, обозначив только минимум.
В результате, насколько можно судить по предварительным расчетам, расходы абонентов на сотовую связь не вырастут по сравнению с их величиной до 1 июля, то есть, до введения бесплатных входящих. Увеличение расходов абонентов, вызванное введением платы за соединение, будет компенсировано отсутствием платы за все входящие. Это касается подавляющего большинства сотовых абонентов, исключая небольшое число абонентов с очень специфической структурой трафика, таких, например, которые получают крайне мало входящих звонков, ранее подлежавших оплате, но при этом очень много звонков делают сами.
Тут нужно сказать несколько слов об изяществе, не без которого все это было сделано.
В последнее время в кругах отраслевых специалистов и наблюдателей, а также наиболее продвинутых абонентов весьма бурно обсуждался вопрос о том, насколько законен такой вид оплаты, как оплата за соединение: ведь раз нет такой услуги, тогда можно ли брать за нее деньги? Выход оказался прост: в официальных тарифах сотовые операторы не стали называть эти 35-50 копеек платой за соединение, а обозначили их как увеличение цены первой минуты разговора. А установление каких угодно цен с любой их структурой коммерческому оператору никто запретить не может.
Проводившиеся иногда комментаторами аналогии с ситуацией на Украине, когда там сотовые операторы после отмены платы за входящие тоже сначала ввели плату за соединения, а потом вынуждены были ее отменить как незаконную – некорректны. Дело в том, что украинские операторы попытались ввести плату за соединение при входящих звонках, что явно противоречило законодательству. Кстати, руководители российского Мининформсвязи заранее предупредили, что таких действий со стороны сотовых операторов не допустят. Те и не стали так делать.
Таким образом, большинство тех российских сотовых операторов, которые уже объявили о своих решениях по ценам на исходящие звонки, нашли способ и не очень огорчить своих абонентов, и достаточно компенсировать свои потери от отмены оплаты входящих. Несколько особняком стоит "Сонник Дуо" /"МегаФон-Москва"/. Там и намерены ввести плату за соединение, и уже провели фактическое повышение цен на трех старых тарифах.
Здесь, если позволите, немного "о королях и капусте", или, в данном случае о "сникерсах" и устрицах. Представляется, что было бы очень правильно, если бы сотовые операторы ограничились теми шагами, которые они уже предприняли, и не стали бы прибегать еще и к повышению повременных цен на исходящие звонки. Предпринятые шаги и так обеспечивают им дополнительный доход в размере несколько сотен миллионов долларов в год каждому, что, в совокупности с платой за приземление звонков из сетей других операторов, должно хватить на восполнение потерь от бесплатности входящих. Дальнейшее же повышение цен может, как ни странно, привести к замедлению роста доходов самих сотовых операторов. Дело в том, что попытки продавать "сникерсы" по цене устриц связаны с риском потери доходов. А услуги сотовой связи в России сейчас как раз относятся к категории "сникерсов", то есть предметов массового потребления.
Более того, перед сотовыми операторами сейчас открывается окно возможностей по увеличению массы доходов при сокращении расходов. Не правильно бы было с нашей стороны давать бесплатные советы, то есть такие, за результаты реализации которых не отвечаешь, поэтому скажем лишь, что это может быть достигнуто сотовыми операторами за счет мер по стимулированию роста объема переговоров внутри их собственных сетей. Это вполне реально, особенно за пределами областных центров страны, как мы увидим далее.
Теперь о счастье, свалившемся на абонентов фиксированной связи.
В условиях, когда Федеральная служба по тарифам /ФСТ/ еще не рассмотрела и не утвердила "фиксированные" тарифные планы с поминутной тарификацией звонков, безлимитные и смешанные, получилось, что с 1 июля просто введена дополнительная оплата к существовавшей – и существующей до сих пор – абонентской плате за фиксированный телефон. Это поминутная оплата за каждый звонок с фиксированного телефона на мобильный с "федеральным" номером, то есть, 11-значным, начинающимся с цифры 8.
И здесь есть три принципиальных момента, о которых до сих пор далеко не все граждане осведомлены.
Первый: широко комментируемые массовыми СМИ, включая телевидение и радио, цены на звонки с фиксированных телефонов на сотовые в 1,5 руб/мин /или 1,7 руб/мин для отдаленных и северных районов/ - действительны вовсе не для всех населенных пунктов России. Более того, эти цены действительны только и исключительно для областных центров, включая Москву и Санкт-Петербург. За пределами же областных центров минута звонка с фиксированного телефона на сотовый обойдется звонящему от 1,9 руб/мин до более 8 руб/мин.
Это обусловлено тем, что при звонке на сотовый с фиксированного телефона, находящегося за пределами областного центра, в цену звонка, помимо упомянутых 1,5 руб/мин, входит еще и тарифы на так называемую зоновую связь. В зависимости от региона и зоны, их размер составляет 1,9-8,7 руб за минуту. Именно по этим ценам будут звонить с фиксированных телефонов на сотовые, зарегистрированные в этом же регионе, люди, живущие вне областных центров России. При этом конкретное местонахождение сотового абонента в пределах той же области /края, республики/ не имеет значения: он может как сидеть на одном диване со звонящим, так и находится на другом конце области.
Вот этого, похоже, многие граждане еще не знают.
Тут еще один аспект: парадоксальным образом оказалось, что в более выгодном положении оказались абоненты фиксированной связи крупных городов, чье материальное положение в среднем лучше, чем у их земляков, живущих за пределами областных центров. И именно это создает для сотовых операторов возможности увеличения своей абонентской базы и количества звонков внутри своей сети именно вне столиц федерального и регионального уровня.
Второй не всеми до конца понятый момент: 1,5 рубля /или 2 руб или 3,4 руб или 8 руб – см. выше/ - это не разовая плата за звонок с фиксированного на сотовый телефон, а плата за 1 минуту такого звонка. То есть, позвонив в Москве с фиксированного на сотовый абонент заплатит не 1,5 рубля, а сумму, равную 1,5 рубля и умноженную на количество минут разговора. Есть впечатление, что для многих граждан это окажется новостью, когда они получат первые счета.
Третий момент: не все еще знают, что, если сотовые тарифы будут изменяться с начала августа, то плата за звонки с фиксированных на мобильные уже начисляется с 1 июля.
Самое время теперь поговорить об информировании абонентов операторами фиксированной связи относительно обсуждаемых перемен.
Начнем с не московских межрегиональных компаний "Связьинвеста" /МРК/, которые обслуживают подавляющее большинство абонентов фиксированной связи в России.
По нашей информации, большинство МРК для оповещения абонентов за 10 дней до 1 июля опубликовали соответствующие материалы в региональных СМИ. Кроме того, уведомления были напечатаны на рассылаемых абонентам счетах за услуги связи за июнь, которые, правда, по всей видимости, приходят в середине июля.
Некоторые компании сделали даже больше. Например, "Уралсвязьинформом" в счета за июнь была включена информация о том, что соединения "домашний-сотовый" тарифицируются как внутризоновые и указана общая продолжительность вызовов с домашнего на сотовый телефон за апрель, май и июнь 2006 г для того, чтобы сориентировать абонентов относительно объема его вероятных расходов.
Информация публиковалась и на Интернет-сайтах всех компаний.
Представители компаний упоминают также о том, что абоненты и так должны знать о нововведениях, поскольку они активно обсуждались в прессе и в электронных СМИ. Тут, правда, возникает вопрос о том, насколько адекватно это там обсуждалось. Взять, хотя бы "вопрос о полутора рублях", о котором мы говорили выше.
Предпринятые МРК меры по информированию абонентов можно назвать соответствующими ситуации, учитывая, что на все про все им было отпущено менее двух недель, так как окончательно тарифы на соединение "фиксированный-сотовый" были утверждены только 19 июня. Правда, информацию нельзя назвать полной, поскольку о размере цен, как правило, подробно не всегда сообщалось, упоминалось, в основном, о том, что теперь звонки на сотовые приравнены к внутризоновым.
В то же время, нет данных о том, что индивидуальное информирование абонентов, например, в виде информации на счетах, осуществил питерский "Северо-Западный телеком".
Несколько особняком в этом смысле стоит "Московская городская телефонная сеть" /МГТС/. Эта компания не рассылает ежемесячно счета своим абонентам, кроме случаев, когда абонент использует какие-то дополнительные услуги. Большинство москвичей оплачивают услуги МГТС по квитанционным книжкам, получаемым раз в год или по мере израсходования бланков. Соответственно, информацию о введении платы "фиксированный-сотовый" и о ее размере компания могла индивидуально довести до абонентов только посредством специально организованных мер, времени на которые просто не было. Тем не менее, компания намерена в августе выслать тем, кто звонил на сотовый, пакет документов, который будет состоять из детализированного счета на эти звонки, а также информации про новые тарифные правила. В настоящее время, помимо сайта компании и объявления в "Московской правде", МГТС разместила соответствующую информацию в абонентских залах и на узлах связи.
Мы так подобно остановились на вопросе об информировании абонентов потому, что дефицит времени, в который попали фиксированные операторы, обусловлен во многом той быстротой, с которой был принят и введен в действие нашим парламентом закон о бесплатности входящих звонков. И это при том, что отраслевым специалистам удалось убедить правительство отложить введение в действие этого закона с 1 января 2006 г на 1 июля. Факт состоит в том, что парламентариям следовало бы не спешить с введением в действие закона, спешки с которым совсем и не было. Это бы позволило проявить заботу о гражданах – абонентах связи тем, кто умеет это делать, то есть, операторам связи.
В заключение немного о том, в каком же виде абоненты получат в августе информацию относительно своих фактических расходах вследствие звонков на сотовые телефоны.
В МГТС сообщили ПРАЙМ-ТАСС, что общую сумму оплаты и детализированный счет на такие звонки получат все звонившие абоненты. В детализацию будут включены до 20 звонков на сотовые телефоны. Детализацию на большие количество звонков можно будет бесплатно получить на узле связи.
В ОАО "ЦентрТелеком" сообщили, что в счетах на оплату услуг связи, которые будут доставляться абонентам после 1 августа 2006 г, оплата звонков с телефонов фиксированной связи сети "ЦентрТелеком" на номера абонентов операторов сетей подвижной связи будут включены в раздел "услуги внутризоновой связи". При этом детализация всех звонков, совершенных за оплачиваемый период, с указанием кодов операторов подвижной связи, длительности звонка и его стоимости, будет представлена абоненту в обязательном и бесплатном приложении к выставленному ОАО "ЦентрТелеком" счету.
ОАО "Уралсвязьинформ" будет в счете в графе по внутризоновым телефонным соединениям указывать полный перечень внутризоновых телефонных соединений от абонентов сети фиксированной телефонной связи к абонентам сети подвижной радиотелефонной связи. Помимо кода сети сотового оператора /DEF/ будет также указано юридическое наименование оператора мобильной связи.
Данных о том, как будут выглядеть счета на звонки с фиксированных на сотовые у других компаний, пока нет. Однако очевидно, что решать этот вопрос им придется, причем не позднее, чем в августе.
Вернемся к картине, которая в итоге нарисовалась. Картина получилась, как нам кажется, нетривиальная.
Действительно, в результате того, что была отменена оплата за один из видов телефонных звонков – входящие, расходы на услуги связи для части абонентов /сотовых/ как минимум не уменьшились, а для другой части абонентов /фиксированных/ - выросли.
График введения новшеств оказался таким, что большая часть абонентов об этих новшествах осведомлена недостаточно и не полностью. Это особенно важно потому, что нововведения непривычны для нашей страны и потенциально могут вызвать чувствительный рост расходов на связь, чего в Росси давно не было, не считая, конечно, периодов гиперинфляции во время финансовых катаклизмов.
Хотя, по нашей оценке, произошедшие изменения, скорее всего, приведут не столько к увеличению или уменьшению расходов абонентов, сколько к структурной перестройке этих расходов. Что тоже немаловажно.
Однако это будет уже совсем другой эпизод.
26.07.2006 20:46
© 2003-2006 ПРАЙМ-ТАСС,