Сообщение:#119
Barsuk » Пн 20 сен, 2004 17:58 »
У Минсвязи выбивают почву из под ног
Совет Федерации не оставляет в покое закон «О Связи». Заморозив на время планы по проверке конституционности основных положений закона, комитет по промышленной политике Совета Федерации распространил подготовленные им предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отрасль телекоммуникаций.
Рабочая группа по совершенствованию законодательного обеспечения отрасли связи под председательством Валентина Завадникова (созданная при комитете Совета Федерации по промышленной политике в августе этого года), разработала предложения по совершенствованию отраслевого законодательства. Как рассказали корреспонденту CNews.ru в комитете, на данный момент на основании этих предложений подготовлен черновой вариант законопроекта, который после проработки и обсуждений предполагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы. Ориентировочно это произойдет в конце октября текущего года.
Председатель Комитета СФ по промышленной политике г-н Завадников так прокомментировал суть выдвинутых предложений: «Вопросы использования радиочастотного спектра как имеющие слишком большую значимость для страны не должны регулироваться структурой, не входящей в число органов исполнительной власти. Поэтому следует упразднить государственную комиссию по радиочастотам, существующую в подчинении Мининформсвязи, закрепив основные полномочия по регулированию радиочастотного спектра за Государственной радиочастотной службой (поправки в статью 22 закона „О связи“). ГРС будет входить в структуру федеральных органов исполнительной власти, что обеспечит достаточную степень прозрачности ее деятельности. При этом потребуется принять отдельный закон „О радиочастотном спектре“, регламентирующий все вопросы распределения и использования радиочастотного спектра, включая открытые конкурсы на распределение телевизионных и радиочастот».
«Организовывая надзор за деятельностью в отрасли связи, недопустимо совмещать функции контроля и надзора. Поэтому необходимо создать федеральную службу надзора в области связи, подчиненную непосредственно Правительству Российской Федерации. Для этого внести изменения и дополнения в статью 27 и ряд других ФЗ „О связи“, а также внести изменения в Указ Президента „О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“. Финансирование надзора осуществляется из средств федерального бюджета согласно Бюджетному кодексу РФ».
«Необходимо уходить от избыточного регулирования, устранив специальные режимы лицензирования в отрасли. Лицензирование должно осуществляться так же, как и в других отраслях, — согласно ФЗ „О лицензировании отдельных видов деятельности“, — а не внутри отраслевого министерства».
«Формирование резерва универсального обслуживания должно происходить за счет средств федерального бюджета и/или бюджетов субъектов, без привлечения обязательных отчислений операторов сети связи… При этом нужно учитывать, что сейчас положения п.2 статьи 58 ФЗ „О связи“, определяющие лицо, обязанное оказывать универсальные услуги связи в отдельных случаях, противоречат статье 1 Гражданского кодекса РФ и нуждаются в изменении, так как нарушают свободу договора на оказание универсальных услуг связи. Речь идет о норме закона, регулирующей вопросы назначения Правительством таких операторов в случае, когда конкурс на их определение не состоялся».
«Ни в какой отрасли не должно существовать специфическое техническое регулирование. Вопросы технического регулирования в отрасли связи должны решаться в соответствии с законодательством о техническом регулировании. Поэтому следует распространить действие закона „О техническом регулировании“ на участников правоотношений в отрасли связи, устранив при этом специальный режим техрегулирования во всех случаях, кроме специально оговоренных в законе „О связи“. Все вопросы в области технического регулирования связи, в том числе вопросы электромагнитной совместимости, будут регулироваться техническими регламентами. Данные изменения снимут административный барьер перед техническим внедрением в отрасли всех новейших достижений науки и техники, оставляя лишь требования по их безопасности. А за счет сохранения части особых требований в ФЗ „О связи“ будет обеспечено плавное вхождение отрасли в общую систему технического регулирования. Для этого нужно изменить ст.1 закона „О техническом регулировании“, а также привести статью 13.6 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) в соответствие с ФЗ „О связи“ и законодательством о техническом регулировании».
«Запись сигналов при радиоконтроле, осуществляемая без санкции суда, нарушает конституционные права граждан. Поэтому нужно изменить нормы п.2 статьи 25 и п. 1 статьи 63 ФЗ „О связи“ для приведения в соответствие с Конституцией Российской Федерации: гарантии тайны связи могут быть ограничены только по решению суда, о чем говорится в статье 23 Конституции РФ».
«Порядок расторжения договора оказания услуг связи не соответствует Гражданскому кодексу РФ. Пункт 3 статьи 44 ФЗ „О связи“ противоречит положениям статьи 450 ГК Российской Федерации, согласно которому договор оказания услуг связи может быть расторгнут лишь в судебном, а не в одностороннем порядке».
«В законе присутствует определение „оператора, занимающего существенное положение в сети связи“. Согласно антимонопольному законодательству, такой оператор должен быть признан субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг связи, а его деятельность должна регулироваться в соответствии с этим законодательством. Для этого необходимо внести изменения в статью 2 ФЗ „О связи“ и ряд других статей». «Важно не то, кто и как относится к нынешней редакции закона — важно то, как будет отрасль связи развиваться в следующие 10 лет. К настоящему времени связь является наиболее динамично развивающимся сектором российской экономики — в основном за счет новых видов связи, таких как мобильная связь, интернет. Нынешняя редакция закона создает серьезные препятствия для дальнейшего развития отрасли, вводя различные административные барьеры на пути экономической деятельности, — поделился с корреспондентом CNews.ru г-нЗавадникова. — Давно необходимо создать условия для того, чтобы доступ к услугам связи имело все население России, универсальные услуги нужны, но функционирующие по другому механизму. Однако, данный закон в связи с различными противоречиями с действующим законодательством, изначально заложенными в нем, окажется не работающим, а зачастую окажет негативное влияние не на будущих потребителей услуг связи, а на тех, кто ими пользуется уже сейчас. И далеко не факт, что тарифы на универсальные услуги связи окажутся ниже, чем цены на услуги рыночных операторов».
В Министерстве информатизации и связи не стали комментировать предложенные поправки к закону, сославшись на отсутствие официального документа. Тем не менее, в пресс-службе ведомства подчеркнули, что подготовка нормативных актов к закону «О связи» идёт по плану. В министерстве считают, что преждевременно думать о поправках к новому закону, поскольку он работает еще недостаточно долго. В то же время в Совете Федерации уверены, что прошел уже достаточный срок с момента его вступления в действие.
Напомним, закон «О связи» был одобрен Советом Федерации 25 июня 2003 года и вступил в силу 1 января 2004 года.
«Закон „О Связи“ стал яркой иллюстрацией административных возможностей Минсвязи. Несмотря на то, что к первому чтению в Государственной Думе скопилось более 800 поправок к законопроекту „О Связи“, а ко второму чтению — 1500, законопроект практически не претерпел изменений. Замечания альтернативных операторов связи в основном были проигнорированы и законопроект принят подавляющим большинством голосов в Государственной Думе, а затем, 25 июня, — в Совете Федерации, — отмечает Сергей Шалманов, эксперт CNews Analytics. — Но, чтобы закон „О связи“ полноценно заработал, требовалось подготовить не менее 36 постановлений правительства, „закрывающих“ „отсылочные“ статьи закона, но административная реформа существенно затормозила эту работу. Многочисленные и неоднократные нарекания продолжают вызывать и другие положения закона, например, „о формировании резерва универсального обслуживания“, об участниках рынка, „имеющих доминирующее положение“, об организации надзора за деятельностью в сфере связи и пр».
В результате такого подхода Минсвязи, защитник всех лоббистов отрасли, оставил для себя широкие возможности для разнообразных трактовок большого числа статей закона «О связи» посредством постановлений правительства. Получается, что смысл самого закона может измениться по факту их принятия. «К сожалению, силы альтернативных и традиционных операторов связи неравны с большим перевесом на стороне последних, а цена вопроса для чиновников столь высока, что пока не приходится возлагать серьезные надежды на принятие хотя бы половины поправок, предложенных к рассмотрению Советом Федерации», — констатировал г-н Шалманов.
Источник: CNews