Константин КАТАНЯН
Судьба абонента
Повременный телефонный тариф оказался с нелепой «нагрузкой»
Телефонные разговоры нынче обходятся недешево. Именно этим объясняются многочисленные попытки отдельных граждан и представителей Общества защиты прав потребителей минимизировать расходы на телефонную связь. Однако суд, как правило, принимает сторону связистов.
В мае Верховный суд РФ признал законным взимание платы за звонки со стационарных на мобильные телефоны в безлимитном тарифе. Юристы изначально предупреждали представителей Союза потребителей, который подал этот иск, что шансов выиграть дело у них практически нет, поскольку новые правила оказания услуг связи закреплены множеством законодательных актов. Тем не менее в сентябре прошлого года адвокат Станислав Мирочник, помощник депутата Госдумы и председателя Союза потребителей Петра Шелища, подал в Верховный суд иск, в котором говорилось, что телефонные компании не имеют права взимать дополнительную плату за звонки со стационарных на мобильные телефоны с тех граждан, кто выбрал абонентскую форму оплаты связи.
Суд, как и предполагалось, отказался удовлетворить этот иск. Комментируя это определение ВС, председатель совета директоров ИК «Некстер» Антон Богатов заявил журналистам, что «в рамках действующей системы законодательства абоненту предоставлен выбор между повременной и абонентской системами оплаты только местной связи. Внутризоновая связь, включающая в себя звонки со стационарных на мобильные телефоны, оплачивается отдельно. Эта система закреплена множеством законодательных актов, оспаривать их все сложно».
Однако ключевой представляется все же другая фраза, прозвучавшая из уст Богатова: «К тому же суды теперь склонны принимать сторону исполнительной власти. Это вопрос политический, а не юридический». Может быть, дело обстоит именно так, но почему пресса с удовольствием цитирует высказывание руководителя компании, которая разрабатывает электропроекты зданий и сооружений, а не квалифицированных экспертов, анализирующих судебную практику в России? Может быть, потому, что ни один специалист не станет грешить против истины, подвергая сомнению упрямую статистику, которая свидетельствует о том, что в спорах граждан с властными структурами верх чаще берут простые люди.
Однако это касается в первую очередь административных споров, где правота истца не вызывает сомнений, а действия и решения органов государственной власти и местного самоуправления вопиюще безграмотны и противоречат всем мыслимым и немыслимым законам.
Несколько другую картину мы наблюдаем в тех случаях, когда финансовые интересы граждан расходятся с интересами государства.
«Чиновники не стесняются утверждать, что они в судах отстаивают исключительно бюджетные средства. Законность их интересует в последнюю очередь. Главное для них – не допустить взыскания средств из казны, иначе их по головке не погладят. И судьи, как правило, идут им навстречу. А заодно они защищают интересы корпораций, которые неразрывно связаны с государством», – поясняет заместитель директора Института политико-правового анализа Наталья Попова.
Именно операторы стационарной связи вынудили правительство согласиться с такими тарифами, которые по сути противоречат Федеральному закону «О связи», где черным по белому сказано, что оплата местных телефонных соединений производится по выбору абонента-гражданина с применением абонентской или повременной системы оплаты.
Связисты долго навязывали россиянам повременный тариф, который крайне невыгоден тем, кто любит пообщаться по телефону, не следя за продолжительностью своих разговоров. Резкое недовольство избирателей вынудило депутатов Госдумы принять такую редакцию ст. 54 закона о связи, которая оставляет абонентам право выбора. В итоге, как известно, появилось целых три тарифа: безлимитный, повременный и комбинированный. Законом определено также понятие «услуга связи» – деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Есть также понятие «трафик» – нагрузка, создаваемая потоком вызовов, сообщений и сигналов, поступающих на средства связи. Применительно к фиксированной телефонной связи это надо понимать так: услугой является передача голосового трафика от абонента, совершающего звонок.
В соответствии с постановлением правительства РФ от 24 октября 2005 г. № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» операторы оказывают следующие услуги, плата за которые подлежит государственному регулированию:
– предоставление оператором связи доступа к сети местной телефонной связи. Плата взимается единовременно при установке оборудования – здесь никаких разногласий нет и быть не может;
– предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа – выделение абонентского номера. Плата взимается единовременно при заключении договора, говорят одни. Плата взимается ежемесячно, пока вы пользуетесь своим номером, возражают другие. И разрешить этот спор может только суд;
– передача трафика (голосовые сообщения, факс, данные или др.);
– повременная или абонентская система оплаты по выбору абонента. Здесь, кажется, тоже все ясно.
Итак, камнем преткновения стала именно вторая услуга, которую каждый трактует в своих интересах.
5 сентября 2006 г. Федеральная служба по тарифам издала приказ № 189-с/1 «Об утверждении Порядка расчета тарифов и тарифных планов на услуги местной телефонной связи». В приказе имеется совершенно очевидное определение: тарифный план с повременной системой оплаты, то есть предусматривающий плату за предоставление местного телефонного соединения в зависимости от его продолжительности и стоимости единицы тарификации (пп. «а» пункта 2.8).
Однако в том же документе имеется еще раздел 3, некоторые положения которого трудно признать законными и справедливыми. Так, например, пункт 3.10 предусматривает, что ежемесячно платеж абонента, выбравшего тарифный план с повременной системой оплаты, состоит из платы за предоставление местного телефонного соединения при повременной системе оплаты и платы за предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа.
Иначе говоря, абонент, выбравший повременный тариф и позвонивший в течение месяца всего один раз, вынужден заплатить не несколько копеек, а более 125 руб.
Проживающий в Санкт-Петербурге член Гильдии судебных репортеров Павел Нетупский не согласился с таким порядком оплаты и оспорил приказ ФСТ в Верховном суде.
Его оппонентами на процессе стали не только юристы Федеральной службы по тарифам, но и сотрудники Министерства юстиции РФ. Они дружно защищали нормативный акт, который противоречит не только закону, но и здравому смыслу. Однако у чиновников, как известно, своя логика. Они утверждают, что связисты должны поддерживать в рабочем состоянии телефонную линию, за что абонент обязан платить дополнительную сумму, примерно 125–130 руб. Но эта сумма, по их мнению, не является абонентской платой.
Истец доказывал обратное: «Абонент обязан оплачивать только предоставляемые услуги связи. Если в течение расчетного периода абонент не сделал ни единого звонка, то он, соответственно, не создал трафик, а значит, не воспользовался услугами связи».
«Ошибаетесь, – возражают чиновники. – Вы можете не звонить, но отвечать на звонки. Более того, вы можете пользоваться услугами интернет-провайдеров, которые сами выходят с вами на связь».
Казалось бы, с такими возражениями уже не поспоришь. Однако выясняется, что представители уважаемых ведомств немного лукавят. Они, в частности, замалчивают тот факт, что каждый входящий звонок уже оплачен тем, кто его совершил. А интернет-провайдеры, между прочим, отчисляют солидные проценты от своих доходов телефонным компаниям. Вот и получается, что каждая минута разговора оплачивается дважды. А это противоречит принятому законодателем принципу – платит звонящий.
К тому же граждане могут месяцами вообще не пользоваться стационарными телефонами (одни уезжают на весь летний сезон на дачу, другие – в длительные командировки). Однако в оплате телефонной точки за период временного отсутствия в городе никаких изменений не происходит. Уезжая, абоненты должны внести авансовый платеж за все те месяцы, которые они проведут вне дома. Если они платят по тарифному плану, предусматривающему простую повременную плату, то заплатить придется только пресловутые 125 руб. (в Москве). А тем, кто платит по безлимитному тарифу и уезжает из своей квартиры надолго, связисты советуют временно перейти на повременный тариф. Ведь теперь смена тарифа один раз в месяц вообще не стоит ни копейки – за что отдельное спасибо нашему самому гуманному в мире суду.
Поэтому аргументы ответчиков казались неубедительными. Более того, их заявление, что даже при отключенном телефоне линия все равно находится под нагрузкой, так как по ней передаются служебные сообщения, было расценено собравшимися в здании на Поварской как необоснованное. Поскольку, если такие сообщения и имеют место, они не инициируются абонентом, а являются частью технологического процесса оказания услуг связи. Расходы на передачу этих сообщений могут включаться в экономически обоснованные затраты, но тогда надо немного повысить плату за каждую минуту разговора, а не заставлять граждан оплачивать услугу, которая им не нужна. Ведь это прямое нарушение статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
В данном случае приобретение услуги связи по передаче сообщения (вызова) обусловлено обязательным приобретением сразу двух работ (услуг) – предоставление оператором связи доступа к сети местной телефонной связи и предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа. Причем первая навязывается даже тем, кто переезжает в уже оборудованное телефонной линией помещение, а вторая взимается многократно.
Председатель Комитета по защите прав потребителей администрации Екатеринбурга Андрей Артемьев в свое время обращал внимание на тот факт, что повременной связью, пока абонент не оплатил 130 руб., он пользоваться не сможет. Таким образом, при таком делении вторая услуга, вернее, первая, абсолютно точно является навязанной, и если формально читать закон о защите прав потребителей, можно требовать возмещения этих убытков в размере 130 руб. за то, что они это навязали.
Выступая в Верховном суде, Павел Нетупский пытался оперировать не только правовыми нормами, но и бытовыми примерами. Так, например, он напомнил, что потребители электроэнергии платят по счетчику исходя из государственного тарифа, в который, скорее всего, включены расходы энергетиков на обслуживание линий электропередачи. Еще более наглядным показалось сравнение с оплатой за газ. Здесь у абонентов тоже имеется выбор. Одни предпочитают абонентскую плату, которая рассчитывается в зависимости от площади газифицированного помещения, другие приобретают счетчики и расплачиваются согласно их показаниям.
В первом случае абонент вынужден ежемесячно расплачиваться за предоставленную ему услугу, даже если он и не думал включать свою газовую плиту. Во втором – за время своего отсутствия в квартире гражданин не заплатит ни копейки, хотя труба постоянно находится под давлением, а соответствующие службы ее регулярно контролируют.
Получается, что одни коммунальные услуги оплачиваются в соответствии со здравым смыслом, а другие – в соответствии с неумеренными аппетитами операторов стационарной связи.
Звучало в зале суда и другое сравнение – с принципами оплаты мобильной связи. Мы все хорошо помним, что вначале мобильные телефоны были недоступными для большинства россиян, абонентская плата – явно завышенной, а каждая минута разговора стоила чуть ли не в 10 раз дороже, чем по обычному телефону. Однако конкуренция сделала свое дело. За несколько лет стали совершенно доступными портативные аппараты, приближающиеся по своим возможностям чуть ли не к персональному компьютеру, все большее распространение получают тарифы вообще без абонентской платы, а некоторые безлимитные тарифы позволяют бесплатно звонить даже в другие города.
Кстати, в Москве уже появилось некоторое подобие выбора и для абонентов стационарных телефонов. МГТС позволяет своим клиентам при междугородных и международных звонках выбирать между компаниями МТТ и «Ростелеком». Но местная связь повсеместно находится в одних руках, так что конкуренцией здесь пока даже и не пахнет.
Судья Владимир Зайцев довольно долго изучал доводы сторон. Казалось, что он старается разобраться в деталях того гражданского спора, который ему предстояло разрешить. Однако в конечном итоге он встал на сторону чиновников. Суд, у нас нет оснований сомневаться в этом, руководствовался нормами действующего законодательства, хотя совершенно очевидно, что закон интерпретирован ведомствами весьма своеобразно. Причем, как выяснилось, речь в данном случае идет не только о специальном законе. Тот же Андрей Артемьев, например, в вводимых тарифах усмотрел целый ряд нарушений, начиная от лишения свобод конституционных и заканчивая игнорированием Гражданского кодекса. Однако в иске Павла Нетупского таких обобщений не было, поэтому судье не придется обосновывать свое решение ссылками на Конституцию и ГК. Но если истец, когда он получит мотивированное определение суда, захочет обжаловать его в кассационной инстанции, то вполне может воспользоваться и аргументами, которыми оперируют екатеринбургские защитники прав потребителей.
Есть, правда, еще один выход – обратиться в Конституционный суд России с требованием проверить те положения закона «О связи», на основании которых в нагрузку к повременному тарифу введена та же, по сути, абонентская плата. Так что говорить об окончательном разрешении данного спора еще преждевременно.
Политический журнал № 19-20 (162-163) / 09 июля 2007
http://www.politjournal.ru/preview.php? ... &issue=196