Есть ещё одно решение РСН, касающееся данного вопроса:
УТВЕРЖДЕНО
приказом Федеральной службы по надзору
в сфере связи от 30.03.2006 № 22
РЕШЕНИЕ
Федеральной службы по надзору в сфере связи
по обращению ЗАО "Компьютерная компания СахИнфо" по вопросу о соответствии условий проекта договора о присоединении сетей электросвязи, направленного ОАО "Дальневосточная компания связи" ЗАО "Компьютерная компания СахИнфо", требованиям нормативных правовых актов
Федеральная служба по надзору в сфере связи, рассмотрев в соответствии с порядком, установленным приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 10.11.2005 № 127 "Об организации работы по рассмотрению обращений операторов связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, а также по вопросам взаимодействия операторов связи", обращение ЗАО "Компьютерная компания СахИнфо" в адрес Федеральной службы по надзору в сфере связи (от 01.02.2006 вх. № 2463) по вопросу о соответствии условий проекта договора о присоединении сетей электросвязи, направленного ОАО "Дальневосточная компания связи" (далее – ОАО "Дальсвязь") ООО "Интердальтелеком", требованиям нормативных правовых актов, установила:
ЗАО "СахИнфо" – оператор связи, владелец лицензии № 32297 на осуществление деятельности в области оказания телематических услуг связи на территории Сахалинской области, а также лицензии № 34840 на осуществление деятельности в области оказания услуг связи в сети передачи данных, за исключением передачи голосовой информации, на территории Сахалинской области.
ОАО "Дальсвязь" – оператор связи, владелец лицензии № 23890 на осуществление деятельности в области оказания услуг местной и внутризоновой телефонной связи, в том числе, на территории Сахалинской области.
ОАО "Дальсвязь" включено в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования (далее – Реестр), по географически определенной зоне нумерации "Сахалинская", идентифицированной кодом "424", на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи от 21.10.2005 № 39 "О включении операторов связи в Реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования" под регистрационным номером 24. Уведомление о включении в Реестр получено ОАО "Дальсвязь" 02.11.2005.
Между ЗАО "СахИнфо" и ОАО "Дальсвязь" на момент направления ЗАО "СахИнфо" письма был заключен договор о межсетевом взаимодействии от 30.12.2003 № 89.
В январе 2006 года ЗАО "СахИнфо" обратилось в Федеральную службу по надзору в сфере связи письмом от 23.01.2006 № 5/24. В указанном письме изложена следующая ситуация.
ОАО "Дальсвязь" направило в адрес ЗАО "СахИнфо" письмом от 10.01.2006 № ОРК-ПО-108 проект договора о присоединении от 01.01.2006 № 06-01-03, а также предложило расторгнуть ранее заключенный договор от 30.12.2003 № 89. ЗАО "СахИнфо" полагает, что ряд положений указанного проекта нового договора не соответствуют нормам действующего законодательства Российской Федерации.
По мнению ЗАО "СахИнфо", установление ОАО "Дальсвязь" цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, которые не утверждены Федеральной службой по надзору в сфере связи, является нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.2006 № 627 "О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение сети связи общего пользования" (далее - Постановление № 627).
ЗАО "СахИнфо" также полагает, что при применении цены на услугу инициирования вызова "имеет место двойная тарификация услуг": во-первых, ОАО "Дальсвязь" выставит счет своему абоненту за каждую минуту местного телефонного соединения с узлом доступа в Интернет другого оператора связи; во-вторых, ОАО "Дальсвязь" выставит счет оператору присоединенной сети связи за каждую минуту соединения по цене услуги местного инициирования вызова. С точки зрения ЗАО "СахИнфо", такая "двойная тарификация" противоречит Федеральному закону от 07.07.2003 № 126 "О связи" (далее – закон "О связи").
Кроме того, ЗАО "СахИнфо" полагает, что, поскольку понятие "интегральный тариф" на услуги местного завершении и (или) инициирования вызова не предусмотрено руководящими документами, то указанное понятие не может применяться.
ЗАО "СахИнфо" также обращает внимание на то, что из направленного ОАО "Дальсвязь" проекта договора не ясно, в каких случаях будет применяться та или иная цена на услуги местного завершения и (или) инициирования вызова, установленная в зависимости от количества узлов связи, через которые может состояться соединение ("не приведено распределение номерной емкости ОАО "Дальсвязь" по этим тарифам"), что делает невозможным контроль выставляемых ОАО "Дальсвязь" счетов.
Кроме того, ЗАО "СахИнфо" полагает неправомерным установление ОАО "Дальсвязь" минимальной цены для взаиморасчетов между операторами связи (цены местного завершения и (или) инициирования вызова – 0,38 руб. с учетом НДС) на уровне, почти в два раза превышающем уровень тарифа ОАО "Дальсвязь" на 1 минуту местного телефонного соединения (уровень "розничной цены" - 0,23 руб. с учетом НДС для населения).
ЗАО "СахИнфо" также указывает на то, что минимальная цена услуг коммутируемого доступа в Интернет ОАО "Дальсвязь", предоставляемых с использованием Интернет карт, составляет 0,30 руб. за 1 минуту соединения с учетом НДС; тогда как минимальная стоимость услуги инициирования вызова составляет 0,38 руб. с учетом НДС. По мнению ЗАО "СахИнфо", установлением вышеуказанного уровня цен на услуги по пропуску трафика и тарифов на услуги коммутируемого доступа в сеть Интернет ОАО "Дальсвязь" нарушило требование пункта 1 статьи 19 закона "О связи", в соответствии с которым оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, в целях обеспечения недискриминационного доступа на рынок услуг связи в сходных обстоятельствах обязан устанавливать равные условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи, оказывающих аналогичные услуги, а также предоставлять информацию и оказывать этим операторам услуги присоединения и услуги по пропуску трафика на тех же условиях и того же качества, что и для своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц.
ЗАО "СахИнфо" письмом от 09.02.2006 № 5/45 направило в адрес ОАО "Дальсвязь" протокол разногласий к проекту договора от 01.01.2006 № 06-01-03.
Позиция ОАО "Дальсвязь" по вопросам, поднятым в обращении ЗАО "СахИнфо", изложена в письме ОАО "Дальсвязь" от 20.02.2006 № СРОС-822-П/8, направленном в ответ на запрос Управления Россвязьнадзора по Сахалинской области.
По вопросу об установлении цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика до утверждения соответствующих цен уполномоченным государственным органом ОАО "Дальсвязь" сообщает, что ОАО "Дальсвязь" разработаны и направлены в Федеральную службу по надзору в сфере связи предложения об установлении цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика. До установления Федеральной службой по надзору в сфере связи цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, вправе определять указанные цены самостоятельно.
По вопросу о возможной "двойной тарификации" услуг, ОАО "Дальсвязь" сообщает, что поскольку тарифы на услуги местной телефонной связи, а также цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика устанавливаются на основании соответствующих нормативных правовых актов, то вывод ЗАО "СахИнфо" о применении "двойной тарификации" необоснован: межоператорские отношения между оператором связи и ОАО "Дальсвязь" не являются аналогичными отношениям, существующим между оператором и абонентом (пользователем). Кроме того, при инициировании вызова абонентами оператора присоединенной сети связи на номер доступа ОАО "Дальсвязь", ОАО "Дальсвязь" произведет оплату в адрес оператора присоединенной сети связи также, как и оператор присоединенной сети связи должен произвести оплату в адрес ОАО "Дальсвязь" при инициировании вызова абонентами ОАО "Дальсвязь" на номер доступа присоединенной сети связи.
По вопросу о применении "интегрального тарифа" ОАО "Дальсвязь" сообщает, что применение "интегрального тарифа" может осуществляться в случае отсутствия технической возможности пропуска трафика по согласию сторон. В связи с тем, что при присоединении сети связи ЗАО "СахИнфо" техническая возможность имеется, интегральный тариф применяться не будет.
По вопросу о необходимости наличия схемы распределения номерной емкости ОАО "Дальсвязь" в целях определения применяемого варианта цены на услуги местного инициирования и (или) завершения вызова ОАО "Дальсвязь" сообщает, что "схема узлов связи будет представлена ЗАО "СахИнфо" дополнительно".
По вопросу о неправомерности установления минимальной цены для взаиморасчетов между операторами связи (цены местного завершения и (или) инициирования вызова) на уровне, почти в два раза превышающем уровень тарифа на 1 минуту местного телефонного соединения ОАО "Дальсвязь" сообщает, что плата за предоставление местного телефонного соединения (разговора) за каждую минуту разговора при повременной системе оплаты в размере 0,23 руб. утверждена приказом ФСТ России
от 21.10.2005 № 473-с/3. При этом ОАО "Дальсвязь" предлагает ЗАО "СахИнфо" заключить договор на равных условиях с применением одинаковых цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика.
По вопросу о возможном нарушении ОАО "Дальсвязь" пункта 1 статьи 19 закона "О связи" ОАО "Дальсвязь" разъяснений не представило.
На заседании Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере связи 30.03.2006 представители ЗАО "СахИнфо" подтвердили позицию, изложенную в письме ЗАО "СахИнфо" от 23.01.2006 № 5/24. Представители ОАО "Дальсвязь" также подтвердили позицию, изложенную в письмах ОАО "Дальсвязь" от 20.02.2006 № СРОС-822-П/8.
По вопросам, поднятым в обращении ЗАО "СахИнфо", Федеральная служба по надзору в сфере связи полагает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 закона "О связи" цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, подлежат государственному регулированию. Правила государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования (далее – Правила регулирования), утверждены Постановлением № 627. В соответствии с пунктом 4 Правил регулирования при установлении предельных цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика применяется методика расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика (далее – Методика). В настоящий момент Методика не утверждена. Установление Федеральной службой по надзору в сфере связи предельных цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика без использования Методики будет являться нарушением пункта 4 Правил регулирования. До установления Федеральной службой по надзору в сфере связи в соответствии с порядком, определенным Постановлением № 627, предельных цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, указанные операторы вправе определять цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика самостоятельно. Конкретные цены на оказываемые услуги устанавливаются в заключенном операторами связи договоре о присоединении. При этом, при установлении цен следует руководствоваться положениями, содержащимися в главе 4 закона "О связи" и в Правилах присоединения.
В соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 № 310, местное телефонной соединение – телефонное соединение между оконечным (пользовательским) оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи и размещенным в пределах территории одного и того же муниципального района, городского поселения, сельского поселения, города федерального значения. Принимая во внимание, что соединение с узлом сети передачи данных (узлом доступа в сеть Интернет) не может быть определено как телефонное соединение между оконечным (пользовательским) оборудованием, такое соединение не может быть отнесено к услугам местной телефонной связи. Указанное соединение инициируется абонентом и (или) пользователем в целях получения телематических услуг (доступа в Интернет и др.) и (или) услуг по передаче данных для целей передачи голосовой информации, при этом оператор сети местной телефонной связи обеспечивает абоненту доступ к услугам другого оператора связи, осуществляя пропуск трафика от пользовательского (оконечного) оборудования до точки присоединения соответствующей сети связи. Услуги по пропуску трафика от пользовательского (оконечного) оборудования до точки присоединения сети связи другого оператора связи в соответствии с пунктом 4 приложения № 2 к Правилам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2005 № 161, определены как услуги местного инициирования вызова. Таким образом, оператор связи не вправе требовать с абонента, которому он предоставил доступ к услугам связи другого оператора связи, платы за осуществление соединения, направленного на получение услуг связи, оказываемых другим оператором связи.
"Интегральный тариф" представляет собой цену услуги местного инициирования вызова при отсутствии дифференциации этой цены в зависимости от минимально возможного количества узлов сети местной телефонной связи, через которые может быть установлено телефонное соединение. Федеральная служба по надзору в сфере связи полагает, что установление "интегрального тарифа", при условии одновременного установления дифференцированных в зависимости от количества узлов цен на услуги местного инициирования вызова и предоставлении оператору присоединенной сети связи права выбора дифференцированных цен либо единой недифференцированной цены, не противоречит требованиям действующего законодательства. При этом Федеральная служба по надзору в сфере связи также полагает, что применение "интегрального тарифа" не может быть обусловлено отсутствием технической возможности, поскольку определение минимального количества узлов, через которые может быть установлено конкретное соединение между пользовательским (оконечным) оборудованием и точкой присоединения сети связи другого оператора связи, не является невозможным с технической точки зрения. При этом определение минимально возможного количества узлов, через которые может быть установлено соединение, осуществляется не в момент установления соединения, а заблаговременно (при заключении договора), исходя из закрепления ресурса нумерации сети связи оператора связи за пользовательским (оконечным) оборудованием, находящимся в зоне обслуживания определенного узла связи, и месторасположения соответствующей точки присоединения в сети оператора связи. Сведения, позволяющие определить стоимость совершенного вызова в зависимости от минимально возможного количества узлов, через которые может быть установлено соединение, указываются в договоре о присоединении сетей электросвязи.
Услуга "предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных" входит в Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 (далее – Постановление № 637). Тариф ОАО "Дальсвязь" за предоставление местного телефонного соединения при повременной системе оплаты в размере 0,23 руб. за каждую минуту разговора утвержден приказом ФСТ России от 21.10.2005 № 473-с/3 "Об утверждении тарифов на услуги местной телефонной связи, предоставляемые ОАО "Дальсвязь".
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 637 ФСТ России надлежит обеспечить доведение размера тарифов на регулируемые услуги общедоступной связи (кроме универсальных услуг связи) до уровня, обеспечивающего компенсацию экономически обоснованных затрат и возмещение нормативной прибыли в 2005-2007 годах. Принимая во внимание, что приказом ФСТ России от 20.12.2005 № 736-с/10 "Об утверждении тарифов на услуги внутрезоновой и компенсационной надбавки к цене на услуги местного и зонового инициирования вызовов ОАО "Дальсвязь" для ОАО "Дальсвязь" была утверждена компенсационная надбавка к цене на услуги местного и зонового инициирования вызова в размере 0,78 руб. за 1 минуту соединения, доходы от оказания услуг местной телефонной связи и внутризоновой телефонной связи по регулируемым тарифам не покрывают экономически обоснованных затрат на оказание этих услуг, т.е. действующие на момент установления компенсационной надбавки тарифы на услуги местной телефонной и (или) внутризоновой телефонной связи не обеспечивают компенсацию экономически обоснованных затрат и возмещение нормативной прибыли.
Поскольку цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, как установленные оператором связи самостоятельно, так и утвержденные уполномоченным государственным органом, должны покрывать экономически обоснованные затраты и включать в себя обоснованную норму прибыли, сопоставление с установленными государством тарифами на услуги связи, не обеспечивающими компенсацию экономически обоснованных затрат и возмещение нормативной прибыли, не является обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 закона "О связи" оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования, в целях обеспечения недискриминационного доступа на рынок услуг связи в сходных обстоятельствах обязан устанавливать равные условия присоединения сетей электросвязи и пропуска трафика для операторов связи, оказывающих аналогичные услуги, а также предоставлять информацию и оказывать этим операторам услуги присоединения и услуги по пропуску трафика на тех же условиях и того же качества, что и для своих структурных подразделений и (или) аффилированных лиц.
При предоставлении пользователям ОАО "Дальсвязь" услуг коммутируемого доступа в сеть Интернет структурное подразделение ОАО "Дальсвязь", непосредственно осуществляющее оказание данных услуг, потребляет услуги по пропуску трафика, идентичные услугам местного инициирования вызова, оказываемым операторам присоединенных сетей связи. С учетом требований пункта 1 статьи 19 закона "О связи" при установлении тарифа на 1 минуту соединения при оказании услуг коммутируемого доступа к сети Интернет собственным пользователям (далее – Тариф) ОАО "Дальсвязь" учитывает те же величины экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, связанных с осуществлением пропуска трафика от пользовательского (оконечного) оборудования до собственного узла доступа к Интернет, что и при установлении цены на услуги местного инициирования вызова для операторов присоединенных сетей связи (обеспечения пропуска трафика от пользовательского (оконечного) оборудования до точки присоединения сети связи другого оператора связи, в состав которой входит узел доступа в сеть Интернет. При установлении Тарифа ОАО "Дальсвязь" также учитывает величины экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, связанных с эксплуатацией оборудования, обеспечивающего доступ в Интернет (оборудование Интернет-узла), оплатой использования ресурсов сети Интернет (внешний канал в Интернет), продвижением услуги доступа в Интернет (маркетинговые и рекламные мероприятия), а также затраты на осуществление расчетов с пользователями за оказанные услуги (эксплуатация оборудования автоматизированных расчетных систем, выставление и доставка счетов и т.д.). Т.е., при установлении Тарифа, помимо затрат и нормативной прибыли, связанных с пропуском трафика по сети фиксированной телефонной связи, также учитываются вышеуказанные затраты, связанные с оказанием телематической услуги связи (предоставление доступа к сети Интернет) пользователям. Оператор присоединенной сети связи, оказывающий аналогичную телематическую услугу связи, несет аналогичные затраты при предоставлении этой услуги пользователям.
В соответствии с приложением № 4 к направленному ОАО "Дальсвязь" в адрес ЗАО "СахИнфо" проекту договора о присоединении цены на услуги местного инициирования вызова составляют (все цены приведены без учета НДС):
ст. 3.3.1. местное инициирование вызова на узле связи – 0,32 руб;
ст. 3.3.2. местное инициирование вызова на смежном узле – 0,66 руб;
ст. 3.3.3. местное инициирование вызова на сеть связи с одним транзитным узлом – 0,77 руб;
ст. 3.3.4 местное инициирование вызова на сеть связи с 2 и более транзитными узлами – 0,99 руб;
ст. 3.3.5. интегральный тариф – 0,72.
Примечание: Интегральный тариф применяется в случае технической невозможности учета трафика по ст. 3.3.1.-3.3.4.
В соответствии с частью 3 раздела № 7 прейскуранта ОАО "Дальсвязь", введенного в действие с 01.01.2006, тарифы на услуги коммутируемого доступа в Интернет для пользователей Сахалинского филиала ОАО "Дальсвязь" составляют (все цены приведены без учета НДС):
Ст. 1. Интернет в кредит:
Ст. 1.1. Свободный доступ:
Ст. 1.1.1.1. 0,70 руб. (с 8-00 до 22-00); 0,50 руб. (с 22-00 до 7-00) – для организаций;
Ст. 1.1.1.1. 0,59 руб. (с 8-00 до 22-00); 0,42 руб. (с 22-00 до 7-00) – для населения;
Ст. 1.1.1.2. 0,50 руб. (круглосуточно в выходные и праздничные дни) – для организаций;
Ст. 1.1.1.2. 0,42 руб. (круглосуточно в выходные и праздничные дни) – для населения;
Ст. 1.3. Индивидуальный (доступ по индивидуальному логину и паролю, при условии заключения договора) при тарификации соединений в зависимости от времени пребывания в сети:
0,52 руб. (с 0-00 до 8-00); 0,83 руб. (с 8-00 до 20-00); 0,66 руб (с 20-00 до 24-00);
В соответствии с информацией, размещенной на сайте Сахалинского филиала в сети Интернет (
http://www.skh.dsv.ru)
тарифы на услуги коммутируемого доступа в Интернет для пользователей Сахалинского филиала ОАО "Дальсвязь", оплачиваемые посредством интернет-карт, составляют в зависимости от номинала интернет-карты от 0,35 руб. без учета НДС (карта номиналом 100 часов, стоимостью 2450 руб., вкл. НДС) до 0,45 руб. без учета НДС (карта номиналом 3 часа, стоимостью 95 руб., вкл. НДС) в расчете на 1 минуту соединения;
тарифы на услуги коммутируемого доступа в Интернет для пользователей ОАО "Дальсвязь" в г. Южно-Сахалинске, оплачиваемые посредством карт СТК+Интернет, составляют (без учета НДС):
0,25 руб. (с 1-00 до 8-00); 0,42 руб. (с 8-00 до 1-00) - для населения;
0,30 руб. (с 1-00 до 8-00); 0,50 руб. (с 8-00 до 1-00) - для организаций.
Федеральная служба по надзору в сфере связи проанализировала приведенные выше величины цен на услуги местного инициирования вызова и тарифы на услуги коммутируемого доступа в Интернет с учетом требований нормативных правовых актов и отмечает, что практически все тарифы на услуги коммутируемого доступа в сеть Интернет ниже, чем недифференцированная цена на услуги местного инициирования вызова. Таким образом, ОАО "Дальсвязь" установила для присоединенных операторов связи неравные условия при оказании услуг по пропуску трафика по сравнению с условиями, установленными для своих структурных подразделений.
На основании заключения Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере связи по рассмотрению обращений операторов связи от 30.03.2006, руководствуясь пунктом 6 статьи 19 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", обязательными требованиями в области связи, установленными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере связи признает ОАО "Дальсвязь" нарушившим пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи".