Как сообщает «Парламентская газета», на расширенном заседании коллегии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) ее руководитель Игорь Артемьев заявил о намерении разработать и внести в парламент проект федерального закона о естественных монополиях, а также изменения в правила недискриминационного доступа перевозчиков и операторов связи к инфраструктуре транспорта и связи, находящейся в данный момент в собственности монополистов.По словам главы ФАС, «в идеале, закон о естественных монополиях должен стать главой закона о конкуренции».
На недавнем заседании Госсовета президент РФ Дмитрий Медведев уделил пристальное внимание внедрению новых технологий. И среди прочего выразил уверенность, что в период кризиса в России будет расти интерес к Интернету, а потому: «Это нужно учитывать и планировать в деньгах».
Президента, видимо, поняли слишком буквально, отмечает «Парламентская газета». Результаты «планирования в деньгах» стали заметны почти сразу после Госсовета: крупнейшие интернет-провайдеры по всей стране объявили о повышении тарифов. Так, «Комстар» с 1 марта поднял цены на услуги широкополосного доступа в Интернет (ШПД) в среднем на 10%, такую возможность рассматривают также «Акадо» и Net by Net. Сами участники рынка прогнозируют рост цен в среднем по рынку на уровне 25-30%. Примерно такие же показатели по повышению тарифов обещают эксперты и для рынка мобильной связи, утверждая, что в 2009 году тарифы сотовых операторов вырастут на 35-40%. Один из операторов большой тройки ОАО «ВымпелКом» уже объявил о повышении тарифов на связь, следом получив письмо от ФАС с просьбой разъяснить мотивы повышения.
Межрегиональные компании (МРК) крупнейшего в России коммуникационного холдинга «Связьинвест» поднимают почти по всем регионам плату за телефонную связь. По мнению аналитиков, есть смысл ждать повышения тарифов МРК и на услуги доступа в Интернет: с одной стороны, потери от девальвации рубля необходимо компенсировать, с другой стороны, услуги Интернета рекламирует сам президент — ситуацией грех не воспользоваться!
ФАС отмечает: несмотря на то, что за последние 6 лет число интернет-провайдеров в России увеличилось с 300 до 2000 компаний, рынок услуг доступа по-прежнему остается высококонцентрированным. Так, в сегменте ШПД по выделенным линиям и телефонным сетям концентрация составляет от 75 до 85%, в сегменте xDSL более 50% региональных рынков принадлежит МРК и только в сегменте доступа по выделенным и кабельным сетям концентрация более-менее невысокая — порядка 40%.
Почему же при таком количестве игроков рынок ШПД в России по-прежнему остается монополизированным? Почему от отсутствия конкуренции на рынке потребитель должен принимать повышение тарифов при — в большинстве своем — невысоком качестве услуг как данность?
Наиболее вероятной причиной этого можно назвать мощные административные ресурсы, остающиеся в руках крупных игроков рынка, отмечает «Парламентская газета». Ресурсы эти, прежде всего, основываются на владении магистральными сетями, доставшимися, по большому счету, в наследство от советской системы связи. Фактически сами сети и являются главным инструментом монополии — обладатели солидной федеральной инфраструктуры вольны диктовать собственные условия любому пытающемуся проникнуть на рынок игроку. И ограничить монополистов в стремлении сохранить свои «львиные» доли на рынке действующее законодательство, увы, не позволяет.
Нынешняя законодательная база устарела и не отвечает сегодняшнему положению дел. Артемьев назвал ее «тормозом, мешающим применению закона о конкуренции в отношении естественных монополий».Изменения в законе могут позволить привлечь к ответственности естественных монополистов, считает глава ФАС.
Условия присоединения альтернативных операторов к сетям существенных операторов — один из важнейших вопросов обеспечения конкурентных условий на рынке интернет-доступа. Облегчить условия присоединения для мелких компаний можно было бы, внеся соответствующие изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции», пишет газета. Проект изменений был разработан и предложен целой группой заинтересованных сторон во главе с ФАС.
Однако Минкомсвязи не одобрило предложенных поправок, акцентируя внимание на том, что существенные операторы имеют на свои сети права собственности. Там полагают, что «проблема недискриминационного доступа к инфраструктуре электросвязи не имеет отношения к теме свободной конкуренции... »
Эксперты, правда, считают иначе, ведь именно отсутствие недискриминационного доступа к крупным сетям мешает появлению новых операторов и возникновению конкуренции. Виталий Слепаков, исполнительный директор Ассоциации региональных операторов связи (АРОС): «Толк от введения на рынок новых мелких игроков, безусловно, есть. Например, в тех регионах, где работают больше трех операторов, тарифы ниже».
Согласен с этим и аналитик агентства ФИНАМ Владислав Кочетков: «Если поправки ФАС будут приняты, ситуация должна будет измениться. Появление новых малых и средних операторов неизбежно повлечет рост предложения, а он, в свою очередь, — снижение тарифов. Так что потребителю эта ситуация крайне выгодна. Другое дело, что она не выгодна крупным игрокам. Монополисты, я думаю, будут стараться защитить свои сети».
Между тем, монополисты отказываются пойти на уступки для создания условий недискриминационного доступа к сетям для других игроков, указывая на собственные усилия и затраты для поддержания инфраструктуры. Так, глава «Комстар — Объединенные телесистемы» Сергей Приданцев заявил, что спор между крупными и мелкими операторами лежит сугубо в имущественной плоскости, представитель «Связьинвеста» Юлиана Соколенко публично сетует на расходы по содержанию и модернизации сети и т.д.
Все эти выступления на тему «овес нынче дорог» достаточно убедительны, если забыть о главном: поддерживают-то компании инфраструктуру за свой счет, а вот получили они сети в период приватизации практически даром. И не одни сети: гигантские абонентские базы тоже пришли без затрат на рекламу, без борьбы за клиента. Выросшим в таких условиях компаниям, разумеется, не может нравиться ситуация, когда новые мелкие операторы пытаются строить на их инфраструктуре собственные сети и создавать хоть какую-то конкуренцию монополистам, делая услугу доступа в Интернет действительно доступной для всех россиян без оглядки на кризис.
Глава ФАС заявил, что изменения в правилах недискриминационного доступа к инфраструктуре связи будут рассмотрены после так называемого второго антимонопольного пакета, который призван определить ключевые понятия недискриминационного доступа. Если, конечно, бесконечные согласования предложенных изменений в министерствах и ведомствах, наконец, завершатся, пишет «Парламентская газета».
http://www.rosbalt.ru/2009/03/13/625643.html