В супермаркет... за связью
В начале этого года произошло одно из довольно знаменательных событий - 1 января вступили в силу нормативные акты, открывшие путь к ликвидации монополии на рынке дальней связи. Теперь любая компания при соблюдении определенных условий может заявить о своем желании выйти на рынок и побороться за клиента с прежним монополистом - «РосТелекомом».
Нужно сказать, что желающие не замедлили появиться. Собственный префикс уже получил «Межрегиональный «ТранзитТелеком». Близок к этому «ГолденТелеком». Аналитики прогнозируют появление на рынке в течение года и четвертой компании, видимо, ей станет «ТрансТелеком». Всего лицензии получили уже 17 компаний, которые изъявили желание предоставлять услуги дальней связи.
В чем же «знаменательность» произошедшего? Прежде всего, конечно, в том, что появление на рынке новых игроков означает снижение тарифов. Кстати сказать, тот же «Межрегиональный «ТранзитТелеком», который объявил свои тарифы, обещает, что связь у него будет на 20% дешевле. Нет сомнений, что с увеличением числа операторов цена будет и дальше снижаться, а качество предоставляемых услуг - расти. У потребителей появится реальный выбор.
Что же касается технологической системы, то она выстроена так, что клиент может выбирать оператора при каждом звонке.
Для этого придется набрать всего лишь две дополнительные цифры, которые его обозначают. Процедура настолько проста, что связь теперь можно будет выбирать так же легко, как масло или хлеб в супермаркете. Это значит, что на рынке дальней связи России впервые в его истории появится реальная, а не номинальная конкуренция.
И хотя времени на то, чтобы привести задуманное в действие ушло достаточно много, нельзя сказать, что оно потрачено зря.
Для того чтобы достичь этого результата, антимонопольной службе вместе с Министерством связи и информатизации пришлось пройти достаточно длинный путь.
Новая редакция Закона «О связи», которая сделала возможным сегодняшний успех, вступила в силу с 1 января 2004 года. Следующие два года пришлось потратить на то, чтобы прийти к общему пониманию наиболее сложных и спорных вопросов, возникших в процессе подготовки к демонополизации рынка.
Наибольшие споры, естественно, вызвало требование к оператору непременно работать в каждом из субъектов Российской Федерации. У Мининформсвязи была достаточно жесткая позиция: для того чтобы стать междугородным оператором, нужно покрывать своими узлами всю территорию страны. Мы же изначально считали, что достаточно какой-то части территории. В результате переговоров все же было достигнуто сближение позиций по ряду вопросов, и мы согласились с тем, что покрытие должно быть полным. В то же время нам удалось убедить коллег в том, что для этого операторам вовсе не обязательно самим строить узлы связи, можно брать их в аренду или использовать совместно. Конечно, это уточнение значительно снижает финансовый порог вхождения на рынок. Если при изначальной схеме он составлял от 800 миллионов до миллиарда долларов, то теперь оказался равен примерно 50 миллионам долларов.
Много сложностей было и при урегулировании вопроса о лицензировании. Помимо правил присоединения к сетям связи существует еще такой документ, как перечень лицензируемых видов деятельности в области связи.
После долгих обсуждений этот список был сокращен с тридцати позиций, многие из которых были не вполне обоснованными, до двадцати. В итоге процедура лицензирования стала достаточно простой и прозрачной. Теперь в законе четко определено, какие документы должен подать хозяйствующий субъект, который намерен выйти на рынок дальней связи и получить лицензию, сроки рассмотрения обращений, возможные причины отказа.
По мнению Федеральной антимонопольной службы, следующим кандидатом на демонополизацию должен стать рынок так называемой внутризоновой связи.
Ею пользуются в тех случаях, когда звонят из одного города или поселка в другой в пределах одного региона. Понятно, что этот рынок гораздо больше и его демонополизация может дать еще более значительные результаты.
Думаю, в дальнейшем по мере развития рынка и процесса демонополизации должна быть инициирована процедура вывода дальней связи из-под действия законодательства о естественных монополиях. Государственное регулирование на рынке, который станет конкурентным, вполне может быть отменено.
РОССIЯ
16 февраля 2006
http://www.fas.gov.ru/article/a_4929.shtml?print