АЛЕКСЕЙ ГОЛЬЦОВ: «У КЛИЕНТА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫСОЧАЙШИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОПЕРАТОРУ СВЯЗИ»
Московская городская телефонная сеть — самый близкий москвичам оператор связи. Большинство людей не могут жить без городского телефона, но порой у них возникают вопросы по работе оператора. Генеральный директор МГТС Алексей Гольцов рассказал «Профилю» о введении тарифных планов и проблемах, связанных с этим процессом, о том, как меняется качество обслуживания абонентов и к чему стремится его компания.
— Алексей Валентинович, 10 марта закончился срок, до которого абоненты должны были выбрать тарифный план. Можно ли уже подвести первые итоги?
— Задача, которая была поставлена перед МГТС в результате нововведений, определяемых законом «О связи», вызывала у нас серьезное беспокойство, так как обеспечить выбор 3,6 млн. абонентов в течение полутора месяцев, безусловно, очень сложно. Я считаю, что мы достойно вышли из этой ситуации, поскольку на сегодняшний день более 3 млн. москвичей, то есть 84% наших абонентов, свой выбор сделали. За этим высоким показателем стоит огромная работа, которая была проведена в течение последнего года. Для меня главные результаты — это техническая возможность выбора тарифного плана для 100% наших абонентов, это информированность населения о сути изменений и размере тарифных планов, это реализация дистанционной модели выбора, избавляющей москвичей от необходимости идти на телефонный узел.
Теперь конкретные цифры. За период с 22 января по 10 марта 84% абонентов МГТС определились с выбором тарифного плана. 97,5% из этого числа выбрали тарифный план с помощью так называемого «голосующего» счета, в котором надо было отметить выбранный тарифный план и оплатить счет в отделении Сбербанка. Всего 2,5% определились со своим выбором непосредственно на телефонном узле. Самым популярным у москвичей оказался безлимитный тариф, который предпочли больше 42% абонентов, «повременку» выбрали 30,8% — то есть почти миллион человек, комбинированный тариф — 26,9%.
Для нас особенно ценно то, что в процессе выбора приняло участие подавляющее большинство наших абонентов — такого высокого показателя активности я не знаю ни в одном из федеральных округов. Несмотря на то, что процесс адаптации новой системы тарифных планов для абонентов МГТС еще продолжается, можно констатировать: выбор состоялся.
— У МГТС тарифы возросли на 90%, а у остальных операторов стационарной связи в среднем на 60%. Это вызвало жесткую критику в ваш адрес. Каким образом компания будет реагировать на выпады московских властей?
— Когда пеняют на то, что стоимость наших услуг выросла на 90%, проводят сравнение размера старого тарифа с новым безлимитным тарифным планом. А это некорректно, ведь суть реформ, проводимых государством, сводится к тому, что размер оплаты услуги должен соответствовать объему ее потребления: если говоришь мало, то и платить должен меньше того, кто много говорит. Поэтому и были введены 3 тарифных плана, соответствующие разным типам разговорной активности абонентов.
До того момента, пока абоненты окончательно не определятся, какой тариф им больше подходит, мы избегаем конкретных прогнозов. Тем не менее расчеты показывают: если бы все абоненты при выборе тарифного плана исходили исключительно из своей разговорной активности, то повышение тарифов в целом составило бы порядка 14%. А это примерно соответствует той динамике роста тарифов, которая наблюдалась и раньше, при ежегодной индексации наших цен.
Что же касается стоимости безлимитного тарифа, то мы предварительно провели необходимые исследования, чтобы выяснить, какой тариф будет приемлемым для наших абонентов. Размер предельно приемлемого тарифа на «безлимитку» составил около 450 рублей. Кстати, исходя из расчетов, сделанных по методике, которую нам предоставила ФСТ, этот тарифный план должен был составлять 569 рублей! Мы направили правительству Москвы разработанные нами тарифные планы, по которым стоимость безлимитного тарифа была снижена с 569 до 380 рублей. И только после того, как мы получили одобрение московского руководства, мы направили их на утверждение в ФСТ и потом представили абонентам.
Говоря о критике в наш адрес, я хочу подчеркнуть, что когда она конструктивна, мы принимаем ее и ищем решения, приемлемые для всех. Я считаю, это нормальный рабочий процесс. Применение новых требований закона на практике, будь то тарифные планы или другие нововведения, для оператора связано с изменением отлаженной системы. Если критики высказываются по существу, мы готовы вносить коррективы. К сожалению, критические замечания далеко не всегда конструктивны.
— Повышение тарифов на фиксированную связь неумолимо уводит ваших абонентов к сотовым операторам, чувствуете ли вы снижение темпов новых подключений?
— Не соглашусь с самой постановкой вопроса. Нет «неумолимого» оттока наших абонентов, как и нет существенного повышения цен. Не забывайте, что разница в оплате за мобильный и домашний телефоны остается значительной, а почти для половины абонентов, которые отнесли себя к малоразговорчивым и выбрали повременный или комбинированный тарифные планы, повышение цен будет минимальным. По имеющейся на сегодняшний день статистике, никто не торопится отказываться от услуг фиксированной связи МГТС в пользу сотовых операторов Москвы. Ведь большинство абонентов привыкло к стационарному телефону, да и качество связи, согласитесь, у фиксированного оператора выше.
Беспокойство вызывает другое — перетекание части трафика с фиксированных сетей на мобильные. И здесь перспективы фиксированной связи я вижу в предоставлении услуг широкополосного доступа, а также конвергентных услуг, разработанных совместно с другими операторами.
Что касается темпов новых подключений, то вплоть до 2005 года эта услуга МГТС оставалась дефицитной. Люди ожидали подключения годами. Нашей основной задачей было не столько ликвидировать очередь на установку телефона, сколько сократить время, за которое мы сможем удовлетворить заявку на подключение. Тогда темпы роста абонентской базы соответствовали количеству вводимых в эксплуатацию номеров. После 2005 года мы практически вышли на удовлетворение спроса, и темп роста числа абонентов сократился. Сейчас рост абонентской базы напрямую связан со строительством новых домов в Москве. А услугу по подключению телефона мы предоставляем теперь за месяц-полтора.
Число абонентов МГТС к концу 2006 года составило 3,644 млн., в том числе 3,572 млн. абонентов — физических лиц.
— Чаще всего абоненты жалуются на то, что МГТС долго оформляет документы, взимает плату за отмену услуг, что счета иногда сложно оплатить. Может сложиться впечатление, что компания не ориентируется на клиента. Так ли это?
— Еще как ориентируется! Поверьте, мне есть с чем сравнивать сегодняшние процессы в компании, поскольку помню МГТС совсем другой эпохи — эпохи советского дефицита, когда клиент сам шел к оператору и был готов платить любые деньги за установку долгожданного (в прямом смысле!) телефона. С тех пор все изменилось: и технологии усовершенствовались, и очередь сократилась до установки телефона в течение месяца, и клиенты стали требовательнее. У них появились гораздо более высокие, чем раньше, требования к сервису, в том числе и по отношению к МГТС. И это правильно. Я уверен, что у клиента должны быть высочайшие требования к оператору, предоставляющему услуги связи, которые клиент оплачивает.
Два «столпа», на которых основывается стратегия компании на протяжении последних лет, — это современное качество связи и новое качество обслуживания. Мы стараемся выйти на новый уровень. Но для компании со 125-летним стажем, с оборудованием, которое уже полвека обслуживает миллионы москвичей, с коллективом в 16 тыс. человек достижение этого уровня — задача глобальная, требующая огромных усилий и времени. Только реконструкция сети с заменой устаревшего оборудования при наших масштабах займет в целом около 8 лет и закончится к 2012 году.
Мы прикладываем максимум усилий, чтобы сделать общение абонента с нами удобным и бесконтактным. Больше года назад МГТС начала предоставлять возможность пользоваться личным кабинетом абонента на сайте компании или с помощью информационных киосков в абонентских залах. Предусмотрели возможность для наших абонентов узнать состояние своего лицевого счета. Уже в этом году можно будет заказать дополнительные услуги. Для этого необходимо один раз прийти на телефонный узел и получить ПИН-код для доступа в личный кабинет. Кроме того, абонент может, не выходя из дома или офиса, оплатить услуги связи. Это далеко не полный перечень новых возможностей для наших клиентов. Следите за новостями.
— Каков процент цифровизации сети МГТС? Когда завершится процесс перевода на «цифру»?
— На сегодня около 42% московских номеров — уже цифровые. Темпы, которыми мы проводим реконструкцию, — это около 500 тыс. номеров в год. Как я уже сказал, полностью сеть станет цифровой к 2012 году.
С переводом сети на «цифру», безусловно, связаны определенные неудобства. Части наших абонентов приходится менять полностью или частично телефонные номера. Многих мы переводим из кода 495 в код 499. К концу реконструкции число абонентов в обоих кодах будет примерно равным. При этом МГТС старается по максимуму сохранить ту нумерацию после кода, которая была у наших абонентов.
По большому счету выбора, оставлять все как есть или переходить на «цифру», нет — оборудование устаревает, а новое время диктует новый уровень качества. У цифровой связи есть неоспоримые преимущества, и мы надеемся, что уже в ближайшем будущем сможем продемонстрировать это всем нашим абонентам без исключения.
— Какова для МГТС цена вопроса перехода на «цифру»?
— Инвестиции в этот проект являются достаточно высокими: из общей суммы порядка $250 млн., которую мы ежегодно тратим на капитальные вложения, около половины приходится на модернизацию сети.
— Расскажите о конвергентных проектах МГТС. Насколько они были успешными?
— Внедрение и предоставление конвергентных услуг, на наш взгляд, сейчас находится на начальном этапе, причем не только в России, но и у западных операторов. В прошлом году мы показали технологическую возможность таких услуг и продемонстрировали ряд сервисов, таких как единый номер, единое информационное пространство, игры, работа над единым документом с разных устройств и т.д. Сегодня на пути реализации конвергентных услуг существует ряд ограничений, как с точки зрения рынка, так и с точки зрения регуляторной. Например, при переводе звонка из фиксированной сети в сотовую мы вынуждены взять с абонента 1,5 рубля и рассчитаться по всей межоператорской цепочке. Вместе с тем логика единого номера подразумевает минимизацию платежей между разными аппаратами абонента.
Таких ситуаций много, и над их разрешением сейчас идет работа, исходя из существующих возможностей. Первое, что мы реализовали, — это проект, который подготовлен совместно с МТС — «Мобильный домашний». Суть услуги заключается в том, что абонент МГТС получает SIM-карту для мобильного телефона с номером, последние 7 цифр которого совпадают с номером домашнего телефона. Абоненту МГТС также предложены привлекательные тарифные планы. В рамках такого проекта — и это очень важно для нас! — мы «обкатываем» взаимоотношения не только с клиентами, но и между операторами по предоставлению подобных услуг.
Важная задача в рамках проекта в течение нынешнего года — проинформировать абонентов об этой услуге. Ведь клиенты, с одной стороны, восприимчивы к нашим новым предложениям, а с другой — достаточно инертны, особенно в том случае, если не обладают достаточной информацией о плюсах услуги, которую мы им предлагаем.
— Не боитесь ли вы конкуренции со стороны альтернативных операторов и провайдеров, которые, во-первых, «захватывают» корпоративных клиентов, а во-вторых, предлагают услугу Triple Play (доступ по одной линии к услугам телефонной связи, Интернета и трансляции телевидения). Каким образом намерены отстаивать эти рынки?
— Сегодня МГТС имеет возможность предложить практически каждому абоненту услугу Triple Play. Эта услуга предоставляется совместно с нашими партнерами «КОМСТАР-Директ» (марка «Стрим») и ОАО «КОМСТАР-ОТС». Около 360 тыс. наших абонентов уже пользуются услугами широкополосного доступа «КОМСТАР-Директ» и выходят в Интернет с использованием технологии ADSL. В том числе более 83 тыс. из них имеют доступ к интерактивному телевидению, которое транслируется по той же самой медной паре телефонных проводов.
Что касается корпоративных клиентов, то МГТС оказывает услуги более чем 70 тыс. компаний.
— Какой вы видите идеальную фиксированную связь для вашего абонента?
— Должно быть обеспечено качество услуг, действовать оперативное подключение к сети и интерактивное управление абонентом доступными сервисами. В целом качество сервиса и удобство пользования им — вот к чему мы стремимся и чего добьемся.
http://www.profile.ru/items/?item=22425