СП » Чт 31 мар, 2016 19:00 »
НАТО ОДДЫХАЕТ, когда работают НАШИ " "
Так, что ОПСОСы будут ждать от НАЛОГОВЫХ ШТРАФЫ... За каждую БС на жилом доме!!!
Пояснительная записка
по взаимодействию Арендаторов, Управляющих компаний МКД и собственников общедомового имущества МКД для правильного оформления договоров аренды для начисления и уплаты НДФЛ
Арендатору-юридическому лицу необходимо заключить договор с собственниками помещений в многоквартирном жилом доме (МКД), которые не образовали товарищество собственников жилья (ТСЖ) для размещения своего оборудования в МКД, например, рекламных конструкций, антенн сотовой связи, телекоммуникационного оборудования интернет-провайдеров, обслуживающие группу жилых домов и т. п.
При этом арендатор по отношению к собственникам помещений и общедомового имущества- физическим лицам выступает НАЛОГОВЫМ АГЕНТОГМ и обязан начислять и уплачивать НДФЛ, в ИФНС при этом направлять справку по форме 2НДФЛ по каждому собственнику!!!
Управляющая компания, как правило этим заниматься не хочет, слишком хлопотно, арендатор не может, нет у него персональных данных на собственников МКД.
ПОЭТОМУ решение вопроса об оформлении собственности оператора связи на сети (включая внутридомовые) имеет обратную сторону. Было бы желательно вносить изменения в НК РФ, в котором нужно учесть, что получение доходов от использования общедомового имущества в размере до 4000 руб на собственника освобождена от НДФЛ.
Процедура заключения договора аренды или права пользования общедомового имущества МКД предусмотрена Жилищным Кодексом РФ (ст. 44). Для исполнения договора в соответствии с НК РФ (Гл.23) необходимо исчислять, удерживать и уплачивать в бюджет налоги на доходы собственников МКД. Такими собственниками могут быть: физические лица, ИП, юридические лица, органы власти и публично-правовые образования.
Для уплаты налогов по доходам, когда собственники-физические лица (НДФЛ), необходимо определить налоговую базу. Для представления отчетности по НДФЛ в ИФНС необходимо предоставлять отчет – справку о доходах каждого физического лица по форме № 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@. В этой форме нужно указать подробные персональные данные собственника – физического лица. Они включают ФИО, ИНН, адрес места жительства в Российской Федерации, реквизиты гражданского паспорта, дату рождения.
К сожалению, полную и актуальную информацию сложно собрать. Кроме того, состав собственников жилых и нежилых помещений могут изменяться, что вызывает необходимость учета изменений при уплате налогов и предоставления отчета в ИФНС.
В соответствии с ч.5 ст. 226 НК РФ и приказом ФНС от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@, если налоговый агент не может выполнить обязанности в полном объеме (ввиду отсутствия персональных данных собственников-физических лиц МКД), он должен уведомить об этом налоговый орган. Однако, поскольку, для признания причин невыполнения налоговым агентом процедуры оформления НДФЛ в таких случаях нет четких и объективных критериев, ФНС может субъективно оценить действия налогового агента и считать, что он уклоняется от уплаты налогов. Все это теряет прозрачность и может вести к коррупции.
Подобные вопросы, когда затраты на сбор и администрирование налогов превышают доходы от самих налогов, уже решались. Так, с 01 января 2015г. отменен земельный налог в отношении участков земли, на которых размещены многоквартирные дома (ст. 2 Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ).
Несмотря на то, что это решение об отмене налогов лишило значительной части средств местные бюджеты, такое решение было оправданным.
В дальнейшем предполагается взимать с собственников МКД налог на собственность, который должен компенсировать бюджетные потери.
В случае, если арендаторы общего имущества будут освобождены от уплаты НДФЛ при заключении долгосрочных договоров аренды общедомового имущества МКД, то это ощутимого ущерба бюджету не нанесет. Обычно договоры заключают Управляющие компании (УК), злоупотребляя доверием жильцов, а получаемые средства включают в собственный доход и не платят НДФЛ. С правовой точки зрения необходимо обеспечить условия для того, чтобы эти средства поступали в распоряжение собственников и именно они определяли на что тратить эти средства, например, направляя их на благоустройство дома.
УК или ТСЖ имеют расчетные счета для получения средств, а также имеют информацию для выполнения обязанностей налогового агента в отношении собственников МКД. Более того, для осуществления расчетов с собственниками и нанимателями им рекомендовано вести лицевые счета индивидуально по каждой квартире, и по всему дому (Методические рекомендации по составлению паспорта многоквартирного дома, утвержденные Госкорпорацией Фонд содействия реформирования жилищного коммунального хозяйства и согласованные Зам. Минрегиона А.А. Поповым от 14.02.2011г.).
По своему назначению УК должна организовывать предоставление коммунальных услуг собственникам МКД и оказывать услуги по управлению общим имуществом, причем не только поименованные в договоре, но и другие необходимые для собственников, исходя из их потребностей.
В настоящее время принято Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 №731 и издан Приказ Минстроя, из которых следует, что Управляющие компании должны формировать отчетность по использованию общедомового имущества и отражать доходы от его использования (Форма 2.5, Приказ Минстроя России от 22 декабря 2014 г №882/пр «Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»).
Налоговые риски при неначислении НДФЛ для юридических лиц (п. 2 ст. 230 НК РФ):
За налоговое правонарушение (непредставление/ несвоевременное представление в ИФНС справок) штраф в размере 200 руб. за каждую непредставленную справку (п. 1ст. 126 НК РФ); за непредставление по запросу ИФНС справок либо подачу справок с заведомо недостоверными сведениями штраф в размере 10 000 руб. (п. 2ст. 126 НК РФ); административная ответственность по ст. 15.6КоАП РФ - штраф на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.
Если организация не смогла удержать НДФЛ в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ по каждому физическому лицу, возникает ответственность несообщение или несвоевременное сообщение ИФНС о невозможности удержать НДФЛ - штраф в размере 200 руб. за каждую непредставленную справку (п. 1ст. 126 НК РФ).
Таким образом, из приведенных данных следует, что существующая сейчас практика простого зачисления доходов от использования общедомового имущества в доход Управляющей компании ведет к неуплате НДФЛ и несет значительные риски со штрафными санкциями.
По нашему мнению, этого можно избежать, заключая трехстронний договор, между лицом, уполномоченным собранием собственников на заключение договора (обычно это Председатель Совета МКД), Арендатором и Управляющей компанией.
По этому договору Арендатор общего имущества МКД перечисляет на расчетный счет УК средства от аренды общего имущества .
Если среди собственников МКД есть еще и юридические лица, то при аренде общего имущества возникает в доле владения и компонента от НДС и других налогов.
Отчет в ИФНС по НДФЛ следует готовить Управляющей компании от имени Арендаторов, поскольку она владеет совокупностью персональных данных для заполнения справки 2-НДФЛ.
Так как собственники МКД, заключая договор аренды, не ведут при этом коммерческую деятельность, то стоимость аренды должна формироваться на принципах разумной достаточности, т.е содержать плату за использование имущества и услуги Управляющей компании.
Т.е. УК за работу по управлению общедомовым имуществом, ведение лицевых счетов, выполнение обязанностей агента по уплате налогов может удерживать в виде вознаграждения с полученной суммы часть средств.
По действующему законодательству 15% поступает в местный бюджет, а 85% - в бюджет Субъекта Федерации.
Ведение лицевых счетов позволит правильно формировать налоговую базу и вести отчетность налогового агента по НДФЛ.
Если налоговым агентом будет выступать сам арендатор, то НДФЛ будет поступать в бюджет по месту регистрации арендатора, а не в местный бюджет.
Управляющие компании, как правило, отказываются вести лицевые счета по каждому собственнику. Поэтому арендатору придется самому оформлять справки 2НДФЛ, включая в сведения, которые обрабатывает в компьютере ОПЕРАТОР связи-арендатор, еще и персональные данные собственников МКД, где он является арендатором, так как в ИФНС 2НДФЛ нужно отправлять в машиночитаемом виде.